Тарифная политика

Операционная деятельность дочерних компаний Группы и ее совместных предприятий, являющихся субъектами естественной монополии, субъектами конкурентного и общественно значимого рынков, регулируется законами РК «Об электроэнергетике», «О естественных монополиях» и Предпринимательским кодексом РК. Тарифное регулирование, в зависимости от вида деятельности энергокомпаний, относится к компетенции Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК (далее – Комитет) или отраслевого министерства – Министерства энергетики (далее – МЭ).

Тарифы на электроэнергию для энергопроизводящих организаций (далее – ЭПО) на период с 2016 по 2018 год были установлены на уровне ранее утвержденных на 2015 г. предельных тарифов для станций.

На основании принятой в 2014 г. Концепции развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Казахстана до 2030 года, с 2019 г. введен Рынок мощности как эффективный механизм обеспечения отрасли достаточным уровнем инвестиций, что благоприятно скажется на рынке в долгосрочной перспективе.

В период с 2019 г. с учетом ввода рынка мощности для энергопроизводящих организаций сформированы:

  • предельные тарифы на мощность, включающие в себя затраты на инвестиционные проекты и погашение основного долга (по кредитным средствам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов);
  • предельные тарифы на электроэнергию, включающие в себя затраты на операционные расходы и фиксированную прибыль. Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 мая 2020 года № 205 утверждена новая «Методика определения фиксированной прибыли, учитываемой при утверждении предельных тарифов на электрическую энергию, а также фиксированной прибыли на балансирование, учитываемой при утверждении предельных тарифов на балансирующую электроэнергию».

Тарифы на поставку электрической энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, являются фиксированными и утверждены постановлением Правительства РК в зависимости от технологии ВИЭ (отдельно для ветровых, солнечных и других источников) и подлежат ежегодной индексации. При этом расчетно-финансовый центр выступает в качестве покупателя и энергопроизводящая организация выступает в качестве продавца.

Тарифы на передачу и распределение электроэнергии для энергопередающих компаний, на производство тепловой энергии и тарифы на энергоснабжение (ЭСО) регулируются Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства экономики. Регулирование и контроль Комитетом осуществляется в строгом соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами.

Решения по тарифам в существенной степени подвержены влиянию социальных и политических вопросов. Экономические, социальные и прочие политики Правительства РК могут иметь существенное влияние на операционную деятельность Группы.

ТАРИФНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Средневзвешенные тарифы на производство электроэнергии

Наименование

2018 г. факт

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. прогноз

2022 г. прогноз

ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», средневзвешенные тарифы, тенге кВт*ч

6,85

6,07

6,44

7,67

9,87

тариф на экспорт, тенге/кВт*ч

5,18

9,64

10,22

10,75

10,75

тариф РК, тенге/кВт*ч

7,28

5,87

5,86

7,39

9,84

в т. ч. тариф на электроэнергию, тенге/кВт*ч

 

5,65

5,65

6,63

8,98

в т. ч. тариф на мощность, тыс. тенге/МВт*мес.

 

590

590

590

614

АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2», средневзвешенные тарифы, тенге/кВт*ч

7,53

8,70

9,64

9,91

9,95

тариф на электроэнергию, тенге/кВт*ч

 

7,42

8,55

9,13

9,13

тариф на мощность, тыс. тенге/МВт*мес.

 

590

590

590

614

АО «Алматинские электрические станции»,средневзвешенные тарифы, тенге/кВт*ч

8,60

9,66

11,41

12,54

13,40

тариф на электроэнергию, тенге/кВт*ч

 

8,43

9,45

10,66

11,65

средневзвешенный тариф на мощность, тыс. тенге/МВт*мес.

 

 

875

883

820

тариф на мощность, тыс. тенге/МВт*мес.

 

590

590

590

614

индивидуальный тариф на мощность, тыс. тенге/МВт*мес.

 

 

4 169

4 169

3 139

АО «Шардаринская ГЭС», средневзвешенные тарифы, тенге/кВт*ч

9,50

4,86

12,95

13,81

15,87

тариф на электроэнергию, тенге/кВт*ч

 

4,23

8,49

9,15

11,21

тариф на мощность, тыс. тенге/МВт*мес.

 

590

4 069

3 868

3 868

АО «Мойнакская ГЭС», средневзвешенные тарифы, тенге/кВт*ч

9,51

10,02

21,33

21,88

21,94

тариф на электроэнергию, тенге/кВт*ч

 

7,93

12,02

12,02

12,02

тариф на мощность, тыс. тенге/МВт*мес.

 

590

2 564

2 564

2 564

ТОО «Samruk-Green Energy», тенге/кВт*ч

45,11

48,54

32,73

18,88

20,00

ТОО «Первая ветровая электрическая станция», тенге/кВт*ч

28,31

30,03

31,62

33,20

34,53

ТОО «Ereymentau Wind Power»

 

 

 

 

22,68

ТОО «Энергия Семиречья»

 

 

 

22,68

23,59

В отчетном периоде действовали тарифы:

С 1 января 2019 года в РК начал функционировать рынок электрической мощности. Разделены доходы, получаемые производителями электроэнергии, на две составляющие − доход от продажи электроэнергии (направляется на покрытие текущих расходов) и доход от оказания услуг по поддержанию готовности электрической мощности (направляется на погашение основного долга и на инвестиции). Утвержден единый предельный тариф на услугу по поддержанию готовности электрической мощности для всех ЭПО в размере 590 тыс. тенге/МВт*мес. Тарифы на электроэнергию утверждены на период 2020–2025 гг. Однако утвержденные тарифы не предусматривают индексацию по годам. При этом, согласно пункту 2 статьи 12-1 Закона РК «Об электроэнергетике», при необходимости тарифы на электроэнергию ежегодно корректируются.

С вводом рынка мощности средневзвешенные тарифы на электроэнергию в 2020 году для станций возросли, с учетом ввода с 1 июля 2020 г. скорректированных предельных тарифов и ввода индивидуальных тарифов на мощность. В связи с утверждением МЭ РК дефицитных тарифов для станций, в соответствии с Нормативными актами, ЭПО были представлены заявки в МЭ РК на корректировку предельных тарифов на электроэнергию. В результате с 1 июля 2020 г. МЭ РК были утверждены следующие предельные тарифы на электроэнергию.

Для ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» тариф незначительно возрос – 5,80 тенге/кВт*ч. Значительный рост тарифов для станций АО «Экибастузская ГРЭС-2» и АО «Алматинские электрические станции» произведен в размере 18,4 % и 18,4 % соответственно, в связи с ростом расходов. Для Мойнакской ГЭС тариф сохранен на уровне действующего. Тариф для АО «Шардаринская ГЭС» снижен на 7,1 % и составил 8,10 тенге/кВт*ч (при ранее утвержденном тарифе 8,72 тенге/кВт*ч).

Наименование ЭПО

утверждены МЭ РК

Откл

с 1 октября 2019 г.

с 1 июля 2020 г.

(+,-)

в %

ТОО «Экибастузская ГРЭС-1»

5,76

5,80

0,04

0,7

АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»

7,73

9,13

1,4

18,1

АО «Алматинские электрические станции»

8,70

10,30

1,6

18,4

АО «Мойнакская ГЭС»

12,02

12,02

0

0

АО «Шардаринская ГЭС»

8,72

8,10

–0,62

–7,1

На 2020 г. с Министерством энергетики РК проведена работа по утверждению инвестиционных тарифов, для станций, осуществляющих масштабные инвестиционные проекты – АО «Мойнакская ГЭС», АО «Шардаринская ГЭС» и АО «Алматинские электрические станции».

Наименование ЭПО

Объем

Индивидуальный тариф

период

АО «Алматинские электрические станции»

69,5 МВт

4 168,60

2020–2024 гг.

АО «Мойнакская ГЭС»

298 МВт

2 563,67

2020–2026 гг.

АО «Шардаринская ГЭС»

61 МВт

4 069,3

2020–2028 гг.

ТОО «ЭГРЭС-1» 30.01.2020 г. представлена заявка в Совет рынка (КЭА) на утверждение индивидуального тарифа по реализации проекта «Восстановление энергоблока № 1 с установкой новых электрофильтров».

28.02.2021 г. ЭГРЭС-1 заключено инвестиционное Соглашение с МЭ РК на модернизацию, реконструкцию, расширение и обновление по Восстановлению энергоблока № 1 с установлением тарифа в размере 1 199 тыс. тенге /МВт*мес. на период 2025–2031 гг. в расчете на объем услуги 476,6 МВт.

АО «ЭГРЭС-2» 26.01.2021 г. представлена заявка в Совет рынка (КЭА) на утверждение индивидуального тарифа по реализации проекта «Расширение и реконструкция ЭГРЭС-2 с установкой энергоблока № 3». После получения одобрения Совета рынка, заявка будет направлена на рассмотрение в МЭ РК.

С 2021 г. и далее тарифы на электроэнергию и мощность прогнозируются с учетом индекса цен потребителей.

Тарифы на поставку электрической энергии, производимой объектами по использованию возобновляемых источников энергии, являются фиксированными и утверждены постановлением Правительства РК в зависимости от технологии ВИЭ (отдельно для ветровых, солнечных и других источников) и подлежат ежегодной индексации.

Тарифы на производство теплоэнергии, тенге/Гкал

Наименование

2018 г. факт

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. прогноз

2022 г. прогноз

АО «Алматинские электрические станции»

3 917

3 354

3 441

3 467

3 929

АО «Станция Экибастузская ГРЭС-2»

816

809

697

867

902

ТОО «Экибастузская ГРЭС-1»

446

572

367

496

496

Как для субъекта естественной монополии, законодательство предусматривает утверждение долгосрочных (5+ лет) предельных уровней тарифов для организаций, производящих тепловую энергию, с включением в них инвестиционной составляющей и ежегодной индексацией затрат. Предельные тарифы утверждаются Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Однако увеличение тарифов производится не чаще одного раза в год и существуют риски сохранения тарифов без увеличения, в случаях роста затрат станции по объективным причинам.

Тарифы на услуги передачи электроэнергии, тенге/кВт*ч

Наименование

2018 г. факт

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. прогноз

2022 г. прогноз

АО «Алатау Жарық Компаниясы»

5,89

5,46

5,95

6,04

6,42

Для АО «Алатау Жарық Компаниясы», также являющегося субъектом естественной монополии, утверждены предельные долгосрочные тарифы на основе тарифных смет с включением инвестиционной составляющей на 2016–2020 гг. для региональных энергопередающих компаний (РЭКов), при необходимости корректируются уполномоченным органом.

В июле 2020 г. АЖК представлена заявка и приказом ДКРЕМ по г. Алматы от 06.11.2020 г. № 126-ОД утверждены предельные долгосрочные тарифы на период с 2021 по 2025 год.

Период

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

Утв. тариф

6,04

6,42

6,69

7,10

7,36

Увеличение (корректировка) тарифов производится не чаще одного раза в год, в случаях роста затрат РЭС по объективным причинам (принятие на баланс бесхозных сетей и оборудования и др.). Также существуют риски сохранения тарифов без увеличения.

Тарифы на реализацию электроэнергии ЭСО, тенге/кВт*ч

Наименование

2018 г. факт

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. прогноз

2022 г. прогноз

ТОО «АлматыЭнергоСбыт»

16,42

16,11

17,66

20,15

22,42

Энергоснабжающая компания ТОО «АлматыЭнергоСбыт» является субъектом общественно значимого рынка и также подлежит регулированию уполномоченным органом. В расчет тарифа включены операционные, финансовые и инвестиционные компоненты. Существуют риски искусственного сдерживания роста тарифов Регулятором, в целях сохранения социальной стабильности населения в регионах. Для ЭСО сохранена дифференциация для физических лиц по нормам потребления, для юридических лиц поставка электроэнергии осуществляется по средне отпускным тарифам.

Цена реализации угля, тенге/тонна

Наименование

2018 г. факт

2019 г. факт

2020 г. факт

2021 г. прогноз

2022 г. прогноз

ТОО «Богатырь Комир»

2 013

2 120

2 311

2 348

2 587

Цена реализации угля ТОО «Богатырь Комир» утверждается самостоятельно – прейскурантом для потребителей РК для 3-х групп потребителей (энергетика на станции примыкания КТЖ, энергетика на углесборочной станции, коммунально-бытовые нужды). Регулирование осуществляется на основании Предпринимательского кодекса КРЕМ ЗК МНЭ.

ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Исполнение ковенант от внешних кредиторов:

Ковенант

Норматив

2019 г. Факт

2020 г. Факт

Примечание

Долг / EBITDA (ЕБРР, АБР)

не более 3,5

3,31

2,96

Соблюдается

EBITDA / Проценты (ЕБРР, АБР)

не менее 3,0

3,34

3,76

Соблюдается

Долг / Собственный капитал (БРК)

не более 2,0

0,56

0,54

Соблюдается

Наименование

2018 Факт

2019 Факт

2020 Факт

2021 прогноз

2022 прогноз

Долг / EBITDA

3,18

3,31

2,96

3,18

1,77

Долг / Собственный капитал

0,65

0,56

0,54

0,58

0,50

Текущая ликвидность

1,04

0,70

0,75

0,75

1,30

По итогам 2020 года АО «Самрук-Энерго» соблюдены финансовые и нефинансовые ковенанты кредиторов, которые фиксируются на полугодовой основе.

По итогам 2020 года АО «Самрук-Энерго» достигло целевых показателей по коэффициентам финансовой устойчивости, предусмотренных акционером.

Снижение долговой нагрузки

По итогам 12 месяцев 2020 года консолидированный долг Компании составил 325,4 млрд тенге (по номиналу), снижение долга за отчетный период по сравнению с итогами 2019 года (338 млрд тенге) составило 12,6 млрд тенге.

Снижение долга в 2020 году связано с плановыми погашениями долгов и досрочными погашениями долгов на сумму 17,8 млрд тенге.

В рамках нивелирования валютных рисков Компанией проведены следующие мероприятия в 2019–2020 гг.:

Рефинансирование валютных обязательств в тенге – АО «Мойнакская ГЭС» на сумму 148 млн долл. США, АО «Экибастузская ГРЭС-2» на сумму порядка 100 млрд тенге. В результате доля валютных обязательств в кредитном портфеле снижена до 1,5 %.

За счет планомерной работы по управлению долгом за период с 2017 по 2020 год АО «Самрук-Энерго» сократило долг на 94,5 млрд тенге в балансовом выражении, что соответствует целевым показателям коэффициентов финансовой устойчивости, установленным акционером.

Оптимизация процентных расходов

При этом по итогам 2020 года достигнуто снижение расходов порядка 1,3 млрд тенге на вознаграждение за счет плановых и досрочных погашений долга, рефинансирования валютных обязательств и снижение ставок вознаграждений по существующим займам Группы компаний АО «Самрук-Энерго».

Кредитные рейтинги (Fitch Ratings)

По итогам 2020 года долгосрочные рейтинги АО «Самрук-Энерго» от международного рейтингового агентства Fitch Ratings сохранены на уровне «BB», прогноз «Стабильный». При этом Fitch Ratings повышен приоритетный необеспеченный рейтинг АО «СамрукЭнерго» с уровня «ВВ-» до «ВВ», а также повышена оценка кредитоспособности на самостоятельной основе с уровня «b» до «b+».

Сделки

Информация по существенным, крупным сделкам раскрывается в Финансовой отчетности АО «СамрукЭнерго» (Том 2).

Штрафы

Общий размер существенных штрафов по группе компаний АО «Самрук-Энерго» – 1 703,31 тыс.тенге.

Уполномоченными государственными органами (инспекция труда, промышленная безопасность, пожарная безопасность, по энергетическому надзору и контролю, по санитарно-эпидемиологическому надзору) проведена проверка на соответствие требований законодательства и выданы 25 актов предписания без наложения финансовых санкций.

Случаи, имевшие место в течение отчетного года, связанные с препятствием конкуренции и нарушением антимонопольного законодательства не зафиксированы.

Денежное значение существенных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований указаны в разделе «Экология».

Результаты бенчмаркинга:

Сравнительный анализ (бенчмаркинг)

Бенчмаркинг – один из важных элементов управления АО «Самрук-Энерго». Целью проведения бенчмаркинга является сопоставление операционных и финансовых показателей с зарубежными компаниями – аналогами для определения слабых и сильных сторон АО «Самрук-Энерго». Выбранные для сравнительного анализа компании являются ведущими электроэнергетическими холдингами своих стран. Масштабы компаний в части капитализации выше, чем у АО «Самрук-Энерго», т.к. сравниваемые компании осуществляют свою деятельность в странах, в которых рынок электроэнергетики существенно выше по объемам задействованного капитала и потокам денежных средств. Для бенчмаркинга применялись следующие показатели:

  • EBITDA margin (маржа EBITDA);
  • Долг/EBITDA;
  • коэффициент доли заемных средств (Долг/Собственный капитал);
  • Рентабельность инвестированного капитала (ROIC).

Для бенчмаркинга были использованы данные следующих компаний-аналогов:

  • Inter RAO UES PJSC (Россия);
  • CEZ Group (Чешская Республика);
  • Drax Group (Великобритания)

EBITDA margin за 2020 г

Источник:ru.investing.com

Return on Invested Capital (ROIC) за 2020 г

Средний тариф на электроэнергию в 2020 г., тенге/кВт*ч

В настоящее время по сравнению с зарубежными компаниями-аналогами «Самрук-Энерго» уступает по некоторым показателям.

Показателифинансовой устойчивости указывают на то, что АО «Самрук-Энерго» в полной мере использует доступный финансовый левередж.

Вместе с тем по показателюEBITDA margin АО «СамрукЭнерго» превосходит своих аналогов. Этот показатель указывает на высокую доходность продаж. По показателюROIC(рентабельность долгосрочного вложенного капитала) «Самрук-Энерго» находится на уровне европейских компаний-аналогов. В то же время по данному показателю «Самрук-Энерго» значительно уступает российскому холдингу, специфика деятельности которого идентична в силу схожести экономических условий деятельности, что говорит о необходимости увеличения эффективности (рентабельность, возвратность) инвестиций.

При этом стоит отметить, что в отличие от публичных компаний-аналогов АО «Самрук-Энерго» принадлежит Правительству РК, в связи с чем Общество является проводником государственной политики в области электроэнергетики. В этой связи, а также с высокой степенью изношенности энергетического сектора, с 2009 года были реализованы социально значимые инвестиционные проекты (направленные на надежность и бесперебойность работы энергосистемы РК), что привело к существенному приросту инвестированного капитала и, соответственно, снизило показатель рентабельности инвестиций.

Дополнительным фактором, влияющим на показатели рентабельности инвестиций, является низкий уровень тарифа на электроэнергию в Республике Казахстан в сравнении со странами компаний-аналогов

Страна

Средний тариф за кВт*ч

В тенге/кВт*ч

Средний курс за 2020 г.

Казахстан

17,66 тенге

17,66 тенге/кВт*ч

 

Россия

4,15 рубля

23,84 тенге/кВт*ч

5,74 тенге/рубль

Чехия

0,18 евро

86,86 тенге/кВт*ч

471,81 тенге/евро

Великобритания

0,22 евро

103,94 тенге/кВт*ч

 

Источник: Евростат, Росстат